ФИНЛЯНДИЯ КАК ОККУПАНТ В 1941-1944 ГОДАХ

ХЕЛЬГЕ СЕППЯЛЯ

ФИННИЗАЦИЯ ВОСТОЧНОЙ КАРЕЛИИ

  вернуться в оглавление

Направленность на Великую Финляндию


В планах политических кругов и военного управления было присоединение Восточной Карелии к Финляндии и ее финнизация. На деле это означало очищение оккупирован¬ной территории от людей иной национально¬сти, а конкретнее — от русских, и подчине¬ние прочего населения финскому распоряд¬ку.
Верхушка финского руководства, а также некоторые организации считали своей задачей доказать другим правительствам, что народ Восточной Карелии хочет присоединиться к Финляндии. Хотели доказать, что Финляндия пришла в Карелию не как захват¬чик, а как освободитель Восточной Карелии. Всячески стремились опровергнуть утвер¬ждения, что Финляндия является агрессо¬ром, хотя с самого начала все было пре¬дельно ясно.
После захвата 111 армейским корпусом Вокнаволока, который находился на востоке от границы по Тартускому мирному догово¬ру, Восточно-Карельское военное управле¬ние, а также отделы разведки и информа¬ции Главного штаба совместно с Академи¬ческим Карельским союзом (АКС) поспеш¬но собрали народное собрание в Вокнаволоке. На этом собрании руководство Дви¬жения за освобождение Карелии приняло решение от имени народов Беломорской и Олонецкой Карелии присоединиться к Фин¬ляндии. Анализируя поспешность действий, можно сделать вывод, что собрание и его решения были подготовлены заранее.
Активисты Карельского Академического союза и руководители родственных батальонов еще до этого собрались в Каяни и вы¬ступили инициаторами народного собрания в Вокнаволоке и, конечно же, приняли уча¬стие в самом собрании. Расцвеченное фла¬гами, оно выглядело эффектно и празднич¬но.
Избранное на собрании правление Осво¬бодительного движения направило обраще¬ние к финскому правительству, в котором, в частности, говорилось:
«От имени представляемых нами Бело¬морского и Олонецкого народов, просим вас, финские братья и сестры, всеми спосо¬бами поддержать стремления нашего наро¬да. Давайте общими усилиями сотрем силой навязанную нам и разделяющую нас, прове¬денную посреди нашей общей земли грани¬цу, воссоединим землю, которую сам Гос¬подь Бог ниспослал нам единой. Вместе осу¬ществим предложение, высказанное нам финским поэтом: передвинем границы и по¬сты сторожевые в глубь карельских просто¬ров к морям. Пусть поможет нам Всевыш¬ний с помощью финляндско-карельского оружия обеспечить на веки вечные безопасность нашего общего Финского дома».
Микко Карвонен, известный под литера¬турным псевдонимом как Миихкали Онттонен, сказал на собрании:
«Сейчас под этим синим небом на берегу сияющего озера Куйтто собрался почти весь карельский народ. Люди, построившие эту деревню и вспахавшие в лесной глухомани эти поля, покоятся под колючим дерном. Но души их с нами, здесь, среди нас, они шеп¬чут нам в ласковом летнем ветерке: это свершилось — Карелия свободна».
Народное собрание в Вокнаволоке и его обращение вызвало много толков как в Финляндии, так и за рубежом. Всем было очевидно, что это фарс. Организаторы соб¬рания, сторонники идеи Великой Финляндии, явно не способны были понять политической ситуации, не задумывались над тем, как к этому отнесутся сами карелы. Их к тому времени там было очень мало, а армия Финляндии тогда дошла только до опреде¬ленной Тартуским мирным договором гра¬ницы, но вся Восточная Карелия оставалась еще не захваченной. Вдохновило же на столь поспешную организацию собрания ус¬пешное в то время наступление немцев, как и наступление финнов в Карелии.
Политические руководители, не испыты¬вая никакой неловкости, дали работникам средств пропаганды задание всеми средст¬вами поддерживать организованное в Вок¬наволоке Движение за освобождение Каре¬лии, которое, опираясь на поддержку Маннергейма, претендовало на роль представи¬теля народа Беломорской и Олонецкой Ка¬релии в деле его освобождения и присоеди¬нения к Финляндии. В качестве пособия еще ранее была рекомендована книга, состав¬ленная АКС, — «Восточная Карелия» и карта Восточной Карелии, а также книга Ээро Кууссаари «Пути финноязычных народов».
У собрания в Вокнаволоке не было ника¬кого права и полномочий представлять на¬род Карелии и принимать от его имени об¬ращение о присоединении к Финляндии. Во всем Ухтинском районе, в который входили оккупированные деревни Войница, Вокнаволок, Костомукша и Контокки, к концу 1941 года было лишь 534 жителя, и из них лишь небольшая часть в июле 1941 года была в Вокнаволоке.
Куприянов пишет, что в упомянутых де¬ревнях оставалось не более 150-200 мужчин и женщин и что едва ли было у них право го¬ворить от имени всех карелов.
Чиновники Военного управления были на¬столько сильно ориентированы на присоеди¬нение Карелии к Финляндии и ее финнизацию, что планировали эвакуацию русского населения на захваченные немцами терри¬тории и уже вели на эту тему с ними перего¬воры. Планы эти не осуществились, но из них видно — намерение полного подчинения Карелии Финляндии.
Действия по усилению финского влияния не остались вне поля внимания советских ис¬следователей (финские историки стараются не писать об этом). Куприянов и Морозов отмечали, что оккупанты стремились упро¬чить свои позиции среди местного населе¬ния подачками для карелов. К примеру, вы¬даваемые карелам пайки были заметно больше тех, что выделялись русским, у ка¬релов была большая свобода передвиже¬ния.
Куприянов пишет, что финны заверяли женщин и стариков, будто пришли сюда освобождать родственный им народ — каре¬лов и хотят дать им красивую жизнь. И что именно поэтому, в целях присоединения Ка¬релии к Финляндии, и начата эта война.
С началом военных действий 10 июля 1941 года штаб Карельской Армии издал приказ о развертывании просветительской работы. Предлагалось довести до людей обращение Вокнаволокского собрания и обращение Главнокомандующего к карельскому наро¬ду. Также рекомендовалось сообщать о слабости Советских Вооруженных Сил и о том, что финны пришли как освободители.
Пропагандистские мероприятия устраива¬лись довольно часто в форме различных праздников, поводы для которых всегда на¬ходились. Во время этих мероприятий раз¬ными способами подчеркивалась мысль о единстве карельского и финского народов и об идее родственности. В беседах предлага¬лось делать упор на различия финноязычных народов и русских. Конечно же, карелы бы¬ли народ особенный, в то время как нацио¬нальными чертами русских были отсутствие способностей, необузданность, коварство, жестокость, нечистоплотность.
Просветительская работа ориентирована была на родственные финнам народы, которые хотели присоединения к Финляндии. Все касающееся Великой Финляндии и освобо¬дительной роли финнов преподносилось на¬вязчиво и с нажимом, чтобы сильнее воздействовать на население. Просветитель¬скую работу среди ненациональных начали проводить только к концу войны, когда по¬няли, что расистская политика не дала жела¬емых результатов и вызвала негативную реакцию не только в Карелии и Советском Со¬юзе, но и среди западных союзников.

 
вернуться в начало главы вернуться в оглавление
 
Главная страница История Наша библиотека Карты Полезные ссылки Форум