Религиозное воспитание
С точки зрения финнизации населения представители религии стояли на той
же позиции, что и АКС. По результатам исследо¬вания вся лютеранская
часть церковного управления принадлежала АКС. Для церкви целью этой
войны была смерть большевиз¬ма. Военные попы были ярыми сторонника¬ми
захватнической войны. И эта мировая война была крестовым походом, войной
священной и праведной. Карелов предстоя¬ло обратить в христианскую веру
и, по воз¬можности, в лютеранскую.
О деятельной работе попов говорит то, что к концу ноября 1941 года было
организовано шесть лютеранских и десять право¬славных школ, которые
посещали 715 де¬тей. В то же самое время было проведено 12 лютеранских
богослужений (в них участ¬вовало 2230 человек) и 47 православных
бо¬гослужений, в которых приняло участие 5936 человек.
Лютеранские круги хотели обратить Ка¬релию в свою веру. Все
представители АКС и военный епископ были сторонниками лю¬теранства.
Военное управление понимало, что Карелия традиционно православная. И тем
не менее православные попы были в худшем положении по сравнению с
люте¬ранскими коллегами. К примеру, в 1943 го¬ду лютеранские священники
относились по категории оплаты к 28-29 разрядам, в то время как
православные — к 25 разряду.
Для того чтобы прекратить это соревнова¬ние между священниками.
Главнокомандующий 24 апреля 1942 года издал приказ, со¬гласно которому
население Карелии имело право выбирать православную или лютеран¬скую
веру.
К концу 1943 года из находящегося на сво¬боде населения к православной
вере относились 30 632 человека, к лютеранской — 2208 человек. В
религиозных общинах числилось примерно 47 процентов населения. О
принадлежности к той или иной общине среди заключенных сведений нет, но
на ос¬новании исследований полагаю, что почти все они были
православными. Цифры также говорят о том, что на протяжении двух лет
религиозное воспитание не в силах было пе¬ребороть веру в правоту
советского строя, как и не смогло подчинить Восточную Каре¬лию финскому
влиянию. Традиционная пра¬вославная вера осталась для карелов
опре¬деляющей и при советской власти.
Обе ветви религии распространяли боль¬шое количество церковной
литературы.
К 1944 году церковное управление сдела¬ло более или менее равное
распределение штатов. Таким образом, оказалось девять православных
попов, у которых было девять помощников.
Православный поп в петрозаводских лаге¬рях с весны 1942 года исполнял
религиозные обряды и крестил детей. За 1943 год в лаге¬рях было
совершено 203 богослужения. В концентрационных, а впоследствии в
лаге¬рях для перемещенных лиц преобладала православная вера.
Религиозное воспитание с самого начала оккупации преследовало цель
возрастания финского влияния. Но эта работа не дала за¬метных
результатов. Влияние лютеранской веры оказалось ничтожным. Стремление
финских религиозных кругов обратить каре¬лов к своей вере обернулось,
наоборот, их возвращением к православию. |