ФИНЛЯНДИЯ КАК ОККУПАНТ В 1941-1944 ГОДАХ

ХЕЛЬГЕ СЕППЯЛЯ

ФИННИЗАЦИЯ ВОСТОЧНОЙ КАРЕЛИИ

  вернуться в оглавление

Религиозное воспитание


С точки зрения финнизации населения представители религии стояли на той же позиции, что и АКС. По результатам исследо¬вания вся лютеранская часть церковного управления принадлежала АКС. Для церкви целью этой войны была смерть большевиз¬ма. Военные попы были ярыми сторонника¬ми захватнической войны. И эта мировая война была крестовым походом, войной священной и праведной. Карелов предстоя¬ло обратить в христианскую веру и, по воз¬можности, в лютеранскую.
О деятельной работе попов говорит то, что к концу ноября 1941 года было организовано шесть лютеранских и десять право¬славных школ, которые посещали 715 де¬тей. В то же самое время было проведено 12 лютеранских богослужений (в них участ¬вовало 2230 человек) и 47 православных бо¬гослужений, в которых приняло участие 5936 человек.
Лютеранские круги хотели обратить Ка¬релию в свою веру. Все представители АКС и военный епископ были сторонниками лю¬теранства. Военное управление понимало, что Карелия традиционно православная. И тем не менее православные попы были в худшем положении по сравнению с люте¬ранскими коллегами. К примеру, в 1943 го¬ду лютеранские священники относились по категории оплаты к 28-29 разрядам, в то время как православные — к 25 разряду.
Для того чтобы прекратить это соревнова¬ние между священниками. Главнокомандующий 24 апреля 1942 года издал приказ, со¬гласно которому население Карелии имело право выбирать православную или лютеран¬скую веру.
К концу 1943 года из находящегося на сво¬боде населения к православной вере относились 30 632 человека, к лютеранской — 2208 человек. В религиозных общинах числилось примерно 47 процентов населения. О принадлежности к той или иной общине среди заключенных сведений нет, но на ос¬новании исследований полагаю, что почти все они были православными. Цифры также говорят о том, что на протяжении двух лет религиозное воспитание не в силах было пе¬ребороть веру в правоту советского строя, как и не смогло подчинить Восточную Каре¬лию финскому влиянию. Традиционная пра¬вославная вера осталась для карелов опре¬деляющей и при советской власти.
Обе ветви религии распространяли боль¬шое количество церковной литературы.
К 1944 году церковное управление сдела¬ло более или менее равное распределение штатов. Таким образом, оказалось девять православных попов, у которых было девять помощников.
Православный поп в петрозаводских лаге¬рях с весны 1942 года исполнял религиозные обряды и крестил детей. За 1943 год в лаге¬рях было совершено 203 богослужения. В концентрационных, а впоследствии в лаге¬рях для перемещенных лиц преобладала православная вера.
Религиозное воспитание с самого начала оккупации преследовало цель возрастания финского влияния. Но эта работа не дала за¬метных результатов. Влияние лютеранской веры оказалось ничтожным. Стремление финских религиозных кругов обратить каре¬лов к своей вере обернулось, наоборот, их возвращением к православию.

 
вернуться в начало главы вернуться в оглавление
 
Главная страница История Наша библиотека Карты Полезные ссылки Форум