ФИНЛЯНДИЯ КАК ОККУПАНТ В 1941-1944 ГОДАХ |
|||||
ХЕЛЬГЕ СЕППЯЛЯ |
|||||
ОККУПАЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОСТОЧНОЙ КАРЕЛИИ И НАСЕЛЕНИЕ |
|||||
вернуться в оглавление | |||||
Образование оккупационных властей
Финляндией 31 мая 1924 года был принят 4-й договор Гаагской мирной
конференции о способах и законах ведения военных дей¬ствий на суше.
Договор касался условий управления, которые должна была соблюдать на
оккупированной территории захватившая сторона, и защиты прав мирного
населения. Руководящие указания по этим вопросам были опубликованы в
военно-полевом на¬ставлении Генерального штаба финской ар¬мии, и
содержание его было известно как в войсках, так и в службах
безопасности. Со¬ветским Союзом договоры Гаагской конфе¬ренции не были
ратифицированы, и финны часто ссылались на это, оправдывая свои
противоправные действия. Книга Мерикоски была опубликована в 1944 году почти как защитительная речь. На ее основе отражена деятельность оккупа¬ционных властей в официальной истории Финской войны, в части 6. (Позднее мы смо¬жем убедиться, как финские оккупанты «в полной мере» исполняли обязанности окку¬пировавшей стороны и как они относились к населению.) Для оккупационных властей Восточной Карелии была разработана спе¬циальная памятка. Прежде чем оккупационные власти при¬ступили к исполнению своих обязанностей, управление территорией взяли на себя воен¬ные. Таким образом, нужды армии опреде¬ляли способы управления, что часто вело к экспроприации в пользу армии. Военные вла¬сти первым делом наладили обеспечение продовольствием местных жителей прямо с военных складов. Большинство русскоязыч¬ного населения, согласно изданному прика¬зу, загнали в концлагеря, а в деревнях назна¬чили старостами вызывавших наибольшее до¬верие людей. Использовали мирное населе¬ние на разных работах без оплаты труда. Штаб военного управления к июлю 1941 года подготовил инструкцию о принципах работы на оккупированной территории. На¬до было добиваться доверия жителей, вну¬шать, что они станут гражданами Финляндии и что у Финляндии вполне честные намере¬ния улучшить жизнь людей на местах. Со¬гласно этим указаниям, в задачи военного управления входила чистка местного насе¬ления от чужеродных элементов. Среди жи¬телей надо было пробудить активное жела¬ние присоединиться к Финляндии. Это долж¬ны были заметить в других странах и прежде всего в Германии. Кроме того, надо было показать, что Финляндия готова и способна управлять этой территорией. Программа исходила из того, что Восточ¬ная Карелия окончательно остается за Финляндией. Чистка населения от инородных элементов вполне определенно указывала на запланированный расизм. Военное упра¬вление стало развернутым институтом вла¬сти. У командующего военным управлени¬ем были отделы, руководимые начальни¬ком штаба, — комендантский, администра¬тивный, хозяйственный, административно-хозяйственный, разведки, просвещения и здравоохранения. В дополнение к этим от¬делам были и самостоятельно работающие отделы: социальный, интендантский, почто¬вый и финансовый. В подчинении у штаба военного управле¬ния находились территориальные штабы, которых поначалу было три; Беломорской Карелии, Масельгский и Олонецкий. Терри¬тории делились на районы, которыми руко¬водили районные управления со своими шта¬бами. Границы районов были определены по старому административному делению. В штабе военного управления значительная часть сотрудников была из членов АКС, во всяком случае, в момент организации по меньшей мере половина руководящих ра¬ботников штаба были из упомянутого Ака¬демического Карельского Общества. Веро¬ятно, предполагалось, что они лучше других знали Восточную Карелию и были создате¬лями идеи Великой Финляндии. Возможно, что они изъявили также желание организо¬вать будущее правительство Восточной Ка¬релии.
При подборе кадров в оккупационную администрацию предпочтение отдавали
профессиональной подготовке и деловито¬сти, а не воинскому званию.
Районными управляющими назначали людей, аттестован¬ных для работы в
административном управ¬лении. В центры по работе с населением
оп¬ределяли иногда местных специалистов, ко¬торые действовали как
финские полицей¬ские констебли. Ранее упомянутые старос¬ты были
связующими между районными штабами и полицейскими констеблями, а также
местным населением. Восточно-Карельское военное управле¬ние пережило множество реформ и измене¬ний, причиной которых отчасти было измене¬ние политической обстановки. Оно получило в свое подчинение территорию Карелии толь¬ко в январе 1942 года, когда уже началась позиционная война. Численность личного со¬става военного управления на 30 ноября 1941 года была следующая: офицеры и военные чиновники — 437, сержанты — 393, мужчины и юноши — 529, бойцы противовоздушной обороны — 993, лотты и трудообязанные женщины — 541. Всего — 2893 человека. На март 1942 года было уже 4355 человек, из них в противовоздушной обороне — 1900. В самом начале 1944 гида военно-политическая обстановка подтвердила, что созданный ранее совет при военном командовании оказался недееспособным, и в феврале Маннергейм распустил его, приказав соз¬дать на местах представительство из мест¬ного населения. Было это сделано для того, чтобы залатать прорехи в военном управле¬нии. Решение оказалось запоздалым, пред¬ставительство так ни разу и не собралось. Но все же приказ отстранил прежних «кула¬ков» от влияния на оккупационные власти. |
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |