Кресты над Ладогой.

 И. В. Петров, М. И. Петрова.

В 9-12 вв. на северо-западном побережье Ладожского озера сложилась новая народность – карелы.

Первые карельские поселения появились на берегах Ладоги в 9 в. от Рождества Христова. Эти места понравились поселенцам, их число быстро возрастало. Людей привлекали плодородные земли, безопасные длинные и узкие заливы-фиорды, в которых легко было обороняться от грозы морей – викингов. Но самое главное – это было обилие пушнины. Меха дорого стоили на рынках западной Европы и Византии. И пошли карельские меха на рынки Новгорода, Готланда и Константинополя.

Крест на месте церкви Успения Богородицы в ЛапинлахтиСуров нрав у Ладоги. Всего за 20 минут может разыграться страшная буря, беда тогда застигнутым врасплох судам. Но Ладожские шхеры позволяли безопасно дойти, не выходя в открытую Ладогу, от устья р. Вуоксы, где стоит  г. Корелы (современный г. Приозерск), до Сердоболя (г. Сортавала).

Со временем карелы обнаружили, что по рекам и озерам можно пройти на судах, а зимой на санях до самого Ботнического залива (Каянова моря) и до Белого моря. Стали богатеть карелы. От г. Корелы до Сердоболя появилось множество карельских поселений, а затем и крепостей на высоких холмах для защиты от разбойников.

Главным торговым партнером карел стал богатый Великий Новгород. Сначала торговое партнерство, а затем и культурные связи сблизили карел и новгородцев. И тогда же, от новгородцев, получили карелы свет истинной веры. То ли красота службы в новгородских храмах, то ли рассказы новгородских купцов о милосердном Боге запали в душу карел, но археологи говорят нам: уже в 12-13 вв. православный похоронный обряд вытесняет у карел языческий.

В то время все чаще приходится выступать карелам вместе с новгородцами против общего врага. И после очередного такого похода на племя Хямь, решили братья по оружию скрепить себя и духовными узами. Вот как повествует об этом событие нам новгородская летопись в 1227 г.: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди».

Православная вера быстро вошла в жизнь карел. И может быть, одним из самых характерных проявлений этого стали путеводные навигационные кресты. Множество карельских кораблей ходило по водам Ладоги. Ладожские шхеры укрывали от бури, но в то же время и запутывали кормчих в своих лабиринтах. И вели древних кормчих на их пути кресты установленные на всем протяжении водного пути.

Эти кресты не сохранились до наших дней, но осталось множество названий связанных с ними. На современных картах мы находим повторяющиеся названия: Ристиниеми (Крестовый мыс), Ристимяки (Крестовая гора), Ристикаллио (Крестовая скала), Ристисаари (Крестовый остров). В древние времена на этих местах стояли навигационные кресты. А если нанести на карту археологические находки, то перед нами полностью предстает древний водный путь. Повернули за Ристиниеми, прошли мимо Ристисаари и открывается перед нами древнее карельское городище или поселение.

Путеводные кресты указывали карельским мореходам путь к безопасной гавани и одновременноКрест на месте церкви Архангела Михаила в Терву напоминали о пути к жизни вечной.

До нашего времени сохранился, пожалуй, единственный каменный крест древних карел. Он был найден на о. Кильпола в 19 в. и ныне находится в Национальном музее в Хельсинки. Это был памятный крест по образцу новгородских крестов. Мы вероятно уже не узнаем по какому поводу был он высечен из камня и установлен на месте, где в 12-14 вв. находилось поселение в начале великого карельского мехового пути из Ладоги к Каянову морю. Но, по всей видимости, событие это было очень важным. Всего несколько таких крестов сохранилось во всей новгородской земле.

 Навигационная система, отмеченная крестами, существовала на берегах Ладоги до конца 16 в. К этому времени в карельских поселениях на берегах появись красивые православные церкви. Они обычно устанавливались на высоком берегу, чтобы плывущие суда издалека видели их. И дорогу к ним указывали путеводные кресты. Появилось в Карелии  множество больших и малых монастырей.  Часто карельские корабелы находили приют и отдых на монастырских подворьях. В переписной книге Водской пятины 1500 г. упомянуты монастырские подворья, деревни. Все они расположены по главным водным путям.

Немало церквей было в 16 в. на карельской земле. В среднем на каждые 500 человек приходилась одна церковь. Но пришла беда. В 1570 г. началась большая война со шведами. Огнем и мечом прошлись шведские армии по карельской земле. И где бы ни повстречали, уничтожали шведы православные церкви и путеводные кресты. Запустела карельская земля.

Собрались люди русские с силами. Отстояли землю карельскую от страшного врага. Ушли шведы из Корельского уезда в 1595 г. В это же время была учреждена Корельская епархия. Первый карельский епископ Сильвестр восстановил многие церкви и монастыри, упрочил православную веру на рубежах российских.

Установка креста на месте монастыря на о. КаннансаариНо пришла беда откуда не ждали. Пресеклась на Руси царская династия. В борьбе за власть не щадили временщики ни людей ни земель русских. И послужил Корельский уезд в 1609 г. разменной монетой в оплате наемников шведского авантюриста Якова Делагарди. Не помогли ни героическая защита крепости Корела организованная епископом Сильвестром, ни многолетняя партизанская борьбы карел против захватчиков. В 1617 г. по Столбовскому мирному договору Корельский уезд отошел к Швеции.

Шведы довершили уничтожение православных церквей. Последние церкви в Корельском уезде были сожжены в ходе Войны за веру в 1656-1658 гг. Тогда же и бежало 95% карел со своей Родины в Россию. И хотя по Ништадскому мирному договору 1722 г. Корельский уезд был возвращен России, но население его уже было по преимуществу пришлым лютеранским. Православные церкви по большей части не восстанавливались. И к началу 20 в. о них напоминали только народные предания, да редкие православные церкви на древних местах, таких как Сортавала, Тиурула и некоторых других.

Православная жизнь начала восстанавливаться в северо-западном Приладожье в 90-е годы. Стали расти православные приходы. На месте старинного скита в п. Вятиккя в 1994 г. появилась часовня во имя Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. 6 мая 1995 г. в г. Лахденпохья  была освящена часовня во имя Великомученика Георгия Победоносца. 1 августа 1999 г. епископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил церковь во имя преподобного Серафима Саровского в Хийтола. Так же было и  в других Приладожских районах.

И память о православном прошлом вернулась на родину карельского народа. Куркиекским краеведческим центром было найдено более 40 мест, на которых в 16 веке стояли православные церкви, часовни и монастыри. Чтобы вернуть о них память, прихожане православных приходов Лахденпохского района с Настоятелем Лахденпохского прихода священником Георгием (Цапом) устанавливают на этих местах поклонные кресты.

И снова вознеслись путеводные  кресты на древних берегах Ладоги. Ожили древние водные пути. Множество туристов проходит по ним. И, может быть, эти кресты напомнят им о древнем карельском народе, который, будучи поставлен перед выбором, остаться на Родине с чужой верой или уйти, сохранив, православную веру, выбрал веру. Да будет такая стойкость примером современному поколению.

Вернуться обратно В начало статьи

"Кирьяж"

Краеведский центр п. Куркийоки.

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru