Забытый монастырь |
|
И. В. Петров, М. И. Петрова. | |
В
3-х километрах от п. Куркиеки, в заливе
Лайккаланлахти расположен небольшой
островок Каннансаари. Он отделен от материка
небольшим проливом, поэтому получил
название, которое в переводе с финского
языка означает «остров-полуостров»
Когда уровень воды в Ладожском озере
понижается, то можно видеть остатки
каменной дамбы или моста, ведущей с
материка на островок. На этом острове до 16
в. находился небольшой монастырь. О нем до нашего времени дошли лишь
скудные сведения. Первое упоминание о нем
мы находим в воспоминаниях соратника
шведского полководца Германа Флеминга,
который в 1573 г. огнем и мечом прошелся по
землям Корельского уезда. В январе, под
Рождество 1573 г. он сжег административный
центр Кирьяжского погоста, где в наше
время находится п. Куркиеки. Соратник Г.
Флеминга пишет, что шведы сожгли две
красивые церкви и монастырь на о.
Каннансаари. Шведы замечали при этом: «Устроили
русским кровавое Рождество». Затем мы находим упоминание о
монастыре в шведской налоговой книге 1590 г.
В этой книге монастырские земли на о.
Каннансаари упомянуты как опустевшие. После этого в официальных документах
монастырь на острове больше не
упоминался. Но народная память долго хранила предания о монастыре. В 1873 г. Теодор Швиндт, в будущем известный археолог, собирал народные легенды и предания в районе п. Куркиеки. Вот, что ему рассказали жители п. Риекала: «Во время большой войны со шведами монахи монастыря на о. Коннансаари вывезли свои ценности на шести лошадях, и утопили их у камня Сатулакиви на другом берегу пролива. Колокола с монастырской колокольни были утоплены в Ладоге у г. Ляявямяки». Легенда о монастыре на о. Каннансаари заинтересовала Т. Швиндта, и в 1889 г. он, уже будучи опытным археологом, возвращается на остров. Вот что он пишет о нем: «Каннансаари - небольшой остров в двух верстах от Куркиекской церкви. На нем сейчас остались только луга и поля. В северо-западной части в направлении Куркиекской церкви расположены две горы – Кууттимяки и Ляявямяки, между которыми скала Лайтурикаллио и долина Лайтурилакс. Здесь был монастырский причал. Чуть выше на острове внутри поля земля Кирккомаа, и скала Кирккомаакаллио. На каменистой горке остались две большие ямы. Здесь, видимо, и была церковь. На Кирккомаа были найдены кости и кирпичи. Вероятно, здесь было монастырское кладбище. На склоне горы Ляявятмяки обнаружил фрагменты керамики и бронзовый гребень». На о. Каннансаари в 1888 г. побывал и другой известный археолог Аппельгрен. Около моста, соединявшего остров с материком, он нашел бронзовую чашу для святых даров. В 1873 г. на о. Каннансаари побывал и другой исследователь древности Салениус. Вот, что он пишет: «Если идти на лодке от Куркиекской церкви на юго-восток, через 3 версты придешь к двум мысам Куитиниеми и Ляявямяки. Между ними залив Лайтурилакс. На Ляявямяки раньше стояла церковь или колокольня. Во время нападения шведов колокола сбросили в Ладогу. На склоне Куитниеми растет липовая поросль. За Лайтурилахти тянется долина, проходящая в глубь острова с землями пригодными для земледелия. Когда крестьяне пахали там землю, из-под плуга выходили кресты, такие какие носят православные. Пастухи по весне нашли кресты, а также образ, которые я в прошлом году отдал в Общество древностей. Они были найдены в месте на поле, заросшей осокой, которое называется «Кирккомаа» - церковная земля в юго-восточной части. Церковной землей зовется лужайка в центральной части острова между полями, ее всегда оставляют непаханой. На церковной земле плоские, продолговатые камни. Один – на восток, другой на запад. Есть там и протяженные ямы. В западной части Кирккомаа находится Киркокаллико (церковная скала). На вершине ее две ямы, стены которых сложены из камней. Здесь, вероятно стояла часовня, состоявшая из двух помещений ». Память о своем прошлом есть долг
каждого народа перед своими предками.
Чтобы сохранить память об уничтоженном
монастыре группа жителей из п. Куркиеки,
совместно с главой администрации В. Б.
Корнем установила в сентябре 2000 г.
поклонный крест на скале Ляявямяки. 21
сентября 2000 г. в день Рождества
Богородицы, крест
был освящен настоятелем Куркиекского и
Лахденпохского православных приходов
священником Георгием.
|
|
Вернуться обратно | В начало статьи |
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркийоки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |