Под властью Швеции. Исход. |
||
В 1568 г. королем Швеции становится Юхан III. Юхан был женат на сестре польского короля Катарине. К ней ранее сватался и Иван Грозный, но получил отказ. Для Ивана это стало веской причиной объявить в 1570 г. Швеции войну. Война была очень жестокой и получила название «долгой ненависти». Боевые действия велись в основном в Прибалтике, но шведские войска вторглись и в Карелию. В 1572 г. главнокомандующим шведскими войсками в Карелии был назначен Герман Флеминг. 29 декабря 1572 г. войска Флеминга выступили из Выборга. Флеминг придерживался тактики выжженной земли, уничтожая на своем пути все дома и убивая всех людей. Флеминг сжег пригород г. Корела и Коневецкий монастырь, однако взять крепость Корела он не смог. Затем было заключено перемирие, которое продлилось до 1577 г. В 1577 г. возобновились нападения шведских войск на Корельский уезд. В нападениях принимали участие, как регулярные шведские войска, так и добровольцы из округа Саво. Добровольцев было много так, как обычно грабежи мирного населения приносили большую добычу. Летом 1579 г. Герман Флеминг с 1000 воинов снова напал на Корельский уезд. В г. Корела в это время было 200 стрельцов. Попытка отразить вторжение не удалась, и Флеминг снова огнем и мечом прошелся по уезду. Местные жители пытались укрыться на островах Ладожского озера, но шведы раздобыли лодки и добрались и до островов. Всех жителей убивали не щадя ни женщин ни детей. В 1580 г. шведские войска в Финляндии возглавил выходец из Франции Понтус Делагарди. Делагарди, во время войны Франции со Шведами, попал в плен в 1565 г. и затем присягнул шведскому королю. 26 октября войска шведов осадили крепость Корела. 4 ноября Понтус Делагарди начал бомбардировку крепости зажигательными ядрами. Деревянные строения запылали и крепость пала. Шведы переименовали захваченную крепость в Кексгольм и присвоили ему герб, на котором отобразили бомбардировку крепости зажигательными ядрами. Шведы закрепились в Кексгольме и продолжили захват Приладожья. Действия шведских войск сопровождались крайней жестокостью. 16
мая 1581 г. шведы предприняли поход на судах
из Кексгольма на Олонец. Hо были встречены
у о. Хейнясенмаа русскими судами. Около о.
Мекерикке произошло морское сражение. С
русской стороны, в сражении приняло
участие около 100 судов. Русские суда
отступили, но внезапность была утеряна.
Шведы продолжили поход и высадились у
Олонца, но там были почти полностью
уничтожены, а их предводитель Сииварт
Якобсон попал в плен. Предания о жестокости шведов сохранились до 19 в. Собиратель народных преданий Т. Швиндт записал в 19 в. со слов местных жителей: «Во время большой войны шведы сожгли много домов и убили много людей. Шведы шли на судах вдоль берега и разоряли все подряд. Высаживались на берегу, заходили вглубь деревень, все жгли, уничтожали, возвращались на корабли и шли дальше. Об этом рассказали беглецы с Куркиниеми. Разорение было настолько жестоким, что из всей деревни остались в живых лишь один человек и одна корова. Этот человека звали Вепся. Он ушел в чащу, натерев хвоей ноги, чтобы собаки не взяли след. Скрывался там на лесном озере». Началось массовое бегство карел на русскую территорию: в район Олонца, на Белое море, и на юг в Ингерманландию. Земли вокруг г. Корела, где происходили основные боевые действия почти опустели. На оккупированной территория разгорается партизанская война. Особенно крупный отряд собрал крестьянин из Сердоболя Кирилл Рогозин. В его отряде было до двух тысяч человек. Он несколько раз ходил на г. Корела, но взять его не смог. Партизанская борьба продолжалась многие годы. В 1582 г. силы шведов в количестве 1200 человек были сосредоточены в г. Корела. Партизанский отряд из местных жителей под предводительством Рогозина, в количестве 1500 человек действовал на территории от Хийтола до Сортавала, перехватывал обозы и лодки. В 1583 г. было заключено Плюсское мирное соглашение, по которому Карельский уезд перешел под власть Швеции. Во время своего правления шведы сохранили прежнее территориальное деление, но изменили названия погостов. Так, на захваченной шведами территории были образованы 4 погоста: Куркийоки, Сортавала, Салми и Илломанси. Погостами управляли фогты, которые подчинялись губернатору Кексгольма. В 1581 г. губернатором Кексгольма становится Хенрик Горн. Лишившиеся своих хозяев земли он стал раздавать шведским дворянам. Адмиралу Эрику Слангу он пожаловал земли с 138 домами. На свои земли Э. Сланг в 1583 г. пригласил финских переселенцев из районов Яяске, Эуряпя, Савонлинна. Переселенцы занимали пустующие дома и земли и на 3 года освобождались от всех налогов. Однако местное население не смирилось со шведской властью. Продолжалась жестокая партизанская война. Наводил страх на шведов отряд Рогозина. В районе Суоярви действовал отряд братьев Луки и Онитса Рясяненов. В Кирьяжском погосте действовал отряд Микко Ялкинена. Партизанские отряды базировались на русской территории в районе Олонца и Салми и совершали оттуда набеги на шведскую территорию. Так в 1584 г. партизаны совершили поход в район Терву и Куркиеки, а в ноябре 1587 г. напали на рыбные промыслы в Асила. В 1588 г. комендант Кексгольмской крепости Эрик Теннесон писал королю: «…Карелы, подданные Вашего Величества, держат этих воров у себя и сопровождают их с места на место; и когда наше войско приходит в какую-нибудь деревню, где находятся бандиты, то они прячут их и божатся, что ничего не знают о них. Иногда из Кексгольма посылались войска на расстояние 50-60 миль против партизан. Но когда какой-нибудь небольшой отряд удалится от крепости, крестьяне объединяются с ворами и убивают солдат…». Война быстро разгоралась и в 1590 г. в ней снова принимают участие регулярные войска. Боевые действия оказались неудачными для шведов. 30 января 1592 г. в окрестностях Кексгольма произошло двухдневное сражение. Взять крепость русским не удалось, но все окрестности были опустошены. 17 ноября 1592 г. Юхан III умер. Это привело к тому, что 18 мая 1595 г. в Тявзино был подписан мирный договор. По этому договору Корельский уезд был возвращен России, но шведы закрепили за собой некоторые территориальные завоевания на севере и в Саво. Два года происходил выход шведских войск и уточнение границы. 3 сентября 1957 г. в г. Кексгольм вернулись русские войска. Население начало возвращаться на освобожденные территории. Пострадавшие от войны земли на 10 лет освобождались от налогов. Однако многие земли остаются пустыми и русское правительство предлагает финским поселенцам остаться на них и даже на 5 лет освобождает их от налогов. После этого чисто карельское население Корельского уезда оказывается на 30-40% финским. В 1595 г. при царе Федоре Иоановиче была учреждена Корельская и Ореховецкая епархия. Первым Карельским епископом стал Сильвестр. Его полный титул был епископ Карельский и Ореховецкий. Он управлял епархией с 1595 г. по 1613 г. После ухода шведов кафедра епископа располагалась в г. Корела. Епископ Сильвестр развернул энергичную деятельность по восстановлению церквей. Однако мирное время продлилось недолго. В России наступает «смутное время». Боровшийся с поляками царь Василий Шуйский, направляет своего племянника Скопина-Шуйского для заключения со шведами военного договора. В 1609 г. в Выборге, Скопин-Шуйский подписывает со шведским полководцем Якобом Делагарди, сыном Понтуса Делагарди договор о помощи против поляков. По этому договору за помощь шведы должны были получить Корельский уезд. После освобождения Москвы и смерти Скопина-Шуйского шведы потребовали Корельский уезд. Но местные жители не желали признавать договор, и шведам пришлось захватывать Карелию силой оружия. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Собралось ополчение около 2000 человек. В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди осадили крепость Корела. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов под командованием воевод И.М. Пушкина, А. Безобразова, В. Абрамова. Карельскими ополченцами командовал Григорий Сиркин. Духовную поддержку защитникам оказывал епископ Сильвестр. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. Шведы выпустили из крепости с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра. Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул Карельского епископа. В 1612 г. Вологду захватили отряды поляков и запорожских казаков, которые разоряли город и грабили церкви. Владыка Сильвестр претерпел мучения и издевательства, но остался жив. В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию, где и почил в 1615 г. Однако еще несколько лет продолжалась партизанская война. В Корельском уезде действовал отряд под руководством Максима Рясянена, сына Луки Рясянена. Однако постепенно шведские войска жестоко подавляли сопротивление. В 1615 г. около 1000 человек на судах и по суше, под предводительством Ханну Мунка, выступили из п. Куркиеки в сторону Олонца. Встреча с партизанами произошла в районе Ристлахти (Уукиниеми) и окончилась победой шведов. Однако поход был сорван. В 1615 г. начались мирные переговоры и 27 февраля 1617 г., в деревне Столбово, между Швецией и Россией был подписан мирный договор. По этому договору Швеция получила не только Карелию, но и Ингерманландию. Столбовский мирный договор круто изменил судьбу Приладожской Карелии. Шведы жесткой рукой стали вводить новые порядки. Корельский уезд не получил прав других шведских земель. Уезд не имел представителей в риксдаге и не давал рекрутов для службы в армию. На территории уезда было особое управление, и действовала особая налоговая система. Из Корельского уезда и Ореховецкого уезда сначала было образовано генерал-губернаторство с центром в Нарве, а с 1640 г. в г. Ниеншанц, построенном шведами в устье р. Невы. Первым генерал-губернатором стал завоеватель Карелии Якоб Делагарди, который получил эти земли на правах ленного владения. Это значило, что он должен был внести в казну определенную сумму в качестве займа, а затем собирать с населения налоги в свою пользу с прибылью. Период владения Делагарди продлился с 1618 по 1630 гг. Корельский уезд был переименован в Кексгольмский лен и поделен на две части северный и южный лен. Лены управлялись фогтами. После войны Кексгольмский лен сильно обезлюдел и шведы стали приглашать поселенцев из Финляндии. Основная масса переселенцев была из района Яаски. Переселенцы получали в аренду землю и на 5 лет освобождались от налогов. Многие земли были разделены между рустгалтами. Рустгалтом называлось имение, которое в случае война должно было выставить конного воина. Эти имения раздавались в основном старым солдатам. После 1630 г. король Густав II прекратил практику раздачи земель и весь Кексгольмский лен стал считаться королевским владением. Однако после его смерти королева Кристина снова начала раздавать земли. По условиям мирного договора 1617 г. население Карелии имело право свободно исповедовать православную веру, и должно было входить в Новгородскую епархию. Однако шведское правительство стало всеми способами бороться за обращение православных в лютеранство. Всем православным монахам, боярам, и мещанам предписывалось покинуть шведскую территорию. Крестьянам же и православным священникам было запрещено уходить на Русь. В 1618 г. была учреждена лютеранская епархия в Выборге, в подчинении которой оказался и Кексгольмский лен. Лютеранскому епископу были подчинены и православные приходы на завоеванных землях. В то время еще сохранились 26 православных прихода и 13 действующих церквей. В 1622 г. шведское правительство обязало Выборгского епископа искоренить православные службы и обратить православных в лютеранство. Началось активное строительство лютеранских церквей. Часто под лютеранские церкви использовали бывшие православные. В 1625 г. в Стокгольме была открыта русскоязычная типография. В 1628 году Ханну Флёрих издал в Стокгольме лютеранский катехизис на славянском языке. Он специально предназначался для православных священников и дьяконов. В дальнейшем катехизис был издан также на шведском, карельском и русском (латинскими буквами) языках. В последнем случае это было сделано для того, чтобы лютеранский священник мог контролировать, правильно ли читает православный священник. Здесь очень интересно упоминание, что катехизис издавался на карельском языке при помощи кириллицы. Иногда пишут, что катехизис был издан на финском языке. Действительно известно издание 1628 г. на ингерманландском диалекте финского языка. Но сохранились документы, что в 1643 г. житель п. Терву (в окрестности п. Куркийоки) карел Ефим Семенов (Симо Весимаа) осуществил перевод катехизиса на карельский язык. В 1644 г. этот вариант был напечатан. Это говорит о том, что в 17 в. карелы пользовались письменностью на основе кириллицы. С 1632 года было распоряжение, что если православный священник умирал или его место освобождалось, то из-за границы запрещалось приглашать другого священника. По распоряжению епископа Выборгского Николауса Магния Карелиуса в каждый православный приход был назначен кроме православного священника и лютеранский пастор, которого должен был содержать приход. Так как большая часть населения понимала финский язык, православным священникам было указано читать проповеди на финском языке, вторую проповедь читала лютеранский пастор. Затем был издан приказ, чтобы все, кто понимает финский язык перешли в лютеранство. Все усилия шведских властей не давали результата. Уже в 1633 г. население возмущалось и требовало разрешения приглашать православных священников из России, чтобы вести службы, крестить детей и отпевать покойных. Притеснения православных карел вызвало их массовое бегство в Россию. Сохранились сведения по годам о бежавших семьях. До 1656 существовало соглашение между Россией и Швецией о выдаче беглых карел. Однако русское население старалось укрыть беженцев и возвращали их редко. Известно, что в 1636 г. в Салми состоялась передача шведам 86 семей карел. Борьба карел за право исповедовать православную веру отцов постепенно переходила в вооруженную форму. В 1656 г. Россия предприняла попытку отвоевать территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому договору. Основные боевые действия велись в Прибалтике. Православное население Приладожской Карелии воспользовалось этим чтобы выступить против притеснителей. Религиозный характер восстания был настолько ясно выражен, что в шведских летописях война получила название «война за веру». Православное население встречало русские войска как освободителей и всячески помогало им. В Тохмаярви, Липери и Иломантси вспыхнули восстания против шведов. Шведы и лютеранское население бежало из всей Приладожской Карелии. 3 июля 1656 г. русские войска численностью 2500 человек осадили крепость Кексгольм. За лето ими были предприняты несколько неудачных попыток взять крепость, и 26 сентября осада была снята. После ухода русских войск, шведы прошли по Ладожскому побережью, сжигая православные церкви, разоряя дома православных карел, уничтожая скот. Вместе с русскими войсками бежало и большинство православных карел. До войны 1656 г. из Кексгольмского лена бежало 11000 человек, вместе с отступавшими войсками ушло еще 15000 человек. Всего, в XVII в. Приладожскую Карелию покинуло 30000 православных карел. Большая их часть была расселена в Бежецком и Валдайском районах. Часть их осела в районах Новгорода, Белого озера и Вологды. Карельские беженцы образовали компактное поселение в Тверских землях в районах Торжокском и Бежецком, получившем в дальнейшем название Тверской Карелии. Беженцы расселялись на государственных, вотчинных и монастырских землях. В частности Иверский монастырь пригласил карел селиться на его землях в Деревской пятине. После заключения в 1661 г. Кардисского мира, Швеция стала требовать возвращения беженцев, но Россия отказалась. Переговоры о беженцах велись очень долго и в результате Швеция удовлетворилась выплаченным за них выкупом. Таким образом, к концу 17 в. Приладожская Карелия почти полностью сменила свое население. Коренных жителей – карел осталось не более 5%. Несмотря на все попытки обратить их в лютеранство, они сохранили веру отцов и в дальнейшем составили православную часть населения Финляндии. Смена населения происходила постепенно на протяжении десятилетий. Новые поселенцы хорошо понимали язык местных жителей. Это привело к тому, что новое население Приладожской Карелии переняло многие обычаи карел и стало говорить на особом диалекте финского языка, который принял в себя черты карельского языка. Сохранилось и большинство местных топонимов, хотя их произношение и приобрело другое звучание. Впоследствии население Приладожской Карелии часто с гордостью говорило о себе – мы карелы. Интересна судьба карел переселившихся в Россию. Карелы оказавшиеся в окружении родственных народов, как например вепсы Олонецкого перешейка, смешались с ними. В результате практически образовались новые народности - карелы ливики и карелы людики, которым присущи черты как карел, так и вепсов. Их язык является симбиозом карельского и вепского языков. Карелы переселившиеся на север в район Белого моря лучше сохранили древний язык и карельские традиции, но испытали некоторое влияние жителей Саво, с которыми у них установились торговые и родственные связи. Карелы оказавшиеся среди чисто русского населения, как например в Твери, подверглись наименьшему влиянию и сохранили свой язык и обычаи в наиболее близком виде к древнекарельским. |
||
Вернуться обратно |