О ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИИ И ГЕРМАНЕ

Преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы.Среди святых, прославленных в Русской Церкви, есть несколько имен, связанных с Валаамом. Жития преподобных Сергия и Германа, основателей Валаамской обители, не сохранились, однако интересные сведения о них можно почерпнуть в «Словаре историческом о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» (СПб., 1862). Словарную статью оттуда мы полностью воспроизводим.

 

 Сергий и Герман, преподобные Валаамские; мощи их почивают под спудом в соборной церкви во имя Преображения Господня в Валаамском монастыре (на одном из северо-западных островов Ладожского озера). Церковь совершает их память 28 июня; кроме того, в Валаамской обители празднуется сентября 11, день перенесения их мощей из Ладоги в монастырь после его возобновления (1718). Кто были преп. Сергий и Герман, неизвестно. Житие сих угодников по случаю войн, опустошавших монастырь, утрачено. Их почитают основателями Валаамского монастыря; но о времени основания обители также ничего не известно. Местные предания, основываясь на словах Нестора о приходе св. апостола Андрея к славянам новгородским, продолжают его путешествие и на озеро Ладогу, где будто бы благословил он пустынный остров Валаамский каменным крестом. Те же темные предания называют Сергия одним из апостольских учеников, посетившего этот остров и крестившего там язычников, между коими был некто Мунг, которого полагают за Германа. Повесть сия извлечена из древней рукописи и ничем не доказана. Некоторые относят житие преподобных Сергия и Германа ко временам св. княгини Ольги и почитают их греческими выходцами, искавшими просветить Север; но и это так же сомнительно, как и мнение Платона, митрополита Московского, который (в церковной истории своей) относит начало Валаамского монастыря ко временам Владимира Великого. В Софийской летописи сказано: «Лета 6671 (1163) обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне». Но тогда страна, где лежит остров Валаам, не принадлежала России и Иоанн не был еще епископом: он хиротонисан 1165 года. Сочинитель истории Российской иерархии полагает свидетельство Софийской летописи или вовсе несправедливым, или заключает, что писец обманулся в имени Иоанна, вставив его не в том месте и веке, а надлежало бы вписать во времена архиепископа Иоанна II, жившего в конце XIV и начале XV века, что согласно и со временем присоединения Карелии к российскому владению. В новгородской Софийской библиотеке на доске древней рукописной книги, содержащей правила св. отец и седьми соборов, находится записка в следующих словах: «В лето 6837 (1329) нача жити на острове на Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий». По другим запискам значится, что к этому основателю Валаамской обители пришел в сожительство преп. Герман в 1393 году. Посему и можно положить основание монастыря в XIV веке. Шведский полководец Иаков Понтус Делагарди разорил Валаамский и Коневский монастыри. Монахи перенесли мощи своих пустыноначальников в Староладожский Никольский монастырь, а сами разошлись. По Нейштадтскому миру (1721) эта земля возвращена России, но еще в 1718 году монахи Кирилло-Белозерского мо­настыря начали возобновлять Валаамскую обитель. В 1754 году она сгорела и снова отстроена. В ризнице монастыря, довольно бога­того приношениями благочестивых государей и частных лиц, находится весьма любопытная древность — парчовая риза от раба Божия Димитрия. Этот Димитрий — спаситель России, князь Пожарский. В кленовой монастырской роще показывают могилу короля шведского Магнуса, который якобы занесен был на остров Валаамский бурею и скончался там монахом. Но Магнус утонул в 1372 году, переезжая на лодке чрез Болмефиордский залив, при Лундгольме[1].



[1] Лет. по Соф. списку, издан. 1795 г 1, 105 Ник. Лет. III, 198. Росс. Иерарх. III, 481—493. Библиот для чтения (Монаст. на Валааме) Сев. Пчела 1852 г NS 290.

 

Вернуться обратно Перейти в начало