НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО
ПРИЛАДОЖЬЯ,
собранные летом 1879 года
|
Теодор Швиндт |
Примечания
К тексту прилагаются карты и рисунки, представляющие собой копии, снятые с карт Земельного ведомства. На них обозначено местоположение некоторых церквей и городищ, в том числе и тех, которые не вошли в данное описание, но которые я обнаружил в процессе копирования карт. Предания, представленные в книге, записаны со слов местных жителей, - в них много неточностей, тем не менее они проливают свет на некоторые моменты истории Северо-Западного Приладожья. По имеющимся картам нетрудно проследить, что почти всегда там, где есть церкви и кладбища, по соседству располагалось хотя бы одно укрепление "линнамяки", там же, как правило, находились и центры поселений, вокруг которых формировались сами поселения. Рассмотрим, к примеру, местоположение Куркийоки. Линнамяки и церковь были на том месте, где теперь училище. На Каннансаари находилась церковь или монастырь, рядом - укрепление Линнавуори в Хямеенлахти В Кууппала имеется кладбище и гора Линнамяки с раздвоенной вершиной; на берегу реки Соскуанйоки, в центре деревни, тоже есть Линнамяки. В Харвиа, рядом с кладбищем, находится Лапинлинна ("Лопарская крепость") или Линнамяки. В Сорола, напротив старой церкви, на другой стороне острова Паппинсаари ("Поповского"), располагается мыс Линнаканта; в Микли, на берегу озера Киркколампи ("Церковного"), есть гора Линнамяки. В Отсойси, на одном берегу стоит кирха, а на противоположном возвышается Линнамяки, в проливе же - Тукианмяки. Между Телкинниеми и деревней Похъи, в заливе Токкарлахти, расположен остров Линнасаари, а на берегу его стоит Лнннамяки; напротив церкви в Мёнтсяля на одном берегу имеется Линнамяки, а на другом - Лапинлинна. Итак, в тех местах, где располагались кладбища или укрепленные возвышенности "линнамяки", были известные поселения. Крепостные сооружения служили укрытиями, куда местные жители прятались во время нападения врагов, взяв с собой самое ценное. Эти горы - "линнамяки" древнее, чем церкви; например, в предании, существующем в Хямеенлахти, говорится что крепость стояла уже тогда, когда строили церковь на острове Каннансаари, и она была древнее той церкви на берегу реки Куркийоки ("Журавлиной"), которая дала название всему погосту[i]. Очевидно, традиция постройки православных храмов в центре поселений восходит к глубокой древности. Крепости служили телесным убежищем, а церкви - духовным. Нечто подобное тому, что говорилось об упомянутых выше крепостях, правда, более древних, можно сказать и о крепости в городе Кякисалми, которая первоначально была карельской[ii]. В 1294 году ее завоевали шведы, а потом она перешла к русским[iii].
[i]
...церкви, которая дала название
всему погосту. - Речь идет о церкви
Рождества Пресвятой Богородицы и,
соответственно, о Богородицком
Кирьяжском погосте, как он
именовался в русских писцовых книгах
ХV - ХVII вв. [ii]
...о крепости в городе Кякиcалми,
которая первоначально была
карельской. - Такого же мнения и
сейчас придерживаются многие ученые
(Е. А. Рыдзевокая, И. П. Шаcкольcкий, А. И.
Сакса и др.), однако высказывались и
суждения, например, о том, что в
Кореле-Кякиcалми до 1295 г. было "русское
укрепление" (А. А. Сванидзе) или "временный
военный лагерь - пункт сбора ратников
и убежище" (А. Н. Кирпичников). [iii]
В 1294 году ее завоевали шведы, а
потом она перешла к русским.
Упомянутые события, согласно
Новгородской первой летописи, все же
имели место в 1295 г. Традиционно в
финском Кякисалми за точку отсчета
бралась шведская Хроника короля
Эрика, где те же события датируются 1294
годом. Разночтение объясняется тем,
что новый год на Руси начинался с
марта, а в Швеции - с января. |
Метелиляйнены
и лопари
Укрепленные возвышенности и острова, оборонительные валы. Предания времен провинции о Яакко Пунтусе Жертвоприношения и другие языческие обычаи Примечания |